Национальный институт развития коммуникаций (г. Москва) в партнёрстве с МОО «Христианский образовательный центр им. святых Мефодия и Кирилла» провел 28 ноября 2022 года в рамках VIIIБелорусских Рождественских образовательных чтений Международный Круглый стол на тему: «Религиозные институты как регуляторы нравственной парадигмы в геополитике». В мероприятии приняли участие ученые, представители духовенства, молодые исследователи из России, Беларуси и Китая.
Эксперты обсудили широкий круг вопросов: взаимодействие государства и Церкви, геополитические особенности и их влияние на деятельности религиозных институтов, проблему нравственного лидерства в современном обществе, актуальные вопросы духовности и развитие коммуникации между церковными служителями и прихожанами.
Открывая встречу, заместитель директора по научной работе НИИРК, доктор социологических наук, профессор Валентина Комлева отметила актуальность заявленной темы.
«Текущая дискуссия крайне важна, так как религиозные институты стали использоваться как фактор реализации геополитических интересов в первую очередь крупных мировых держав. Несмотря на то, что долгое время геополитика исходила из парадигмы доминанты географических и экономических факторов, сегодня все чаще обращаются к культурным и религиозным факторам», – сказала Комлева.
Заместитель заведующего кафедрой политической теории МГИМО Даниил Пареньков оценил риски и сложности для религиозных институтов в странах Запада. Он особо отметил, что в международной политической реальности все больше заметен тренд со стороны США и других западных государств на использование религиозной тематики и религиозных институтов для продвижения собственных внутренних и внешних геополитических интересов.
«Порядок, основанный на правилах», который наши западные оппоненты пытаются привнести в международные отношения затрагивает и церковные институты, так как эти правила предполагают универсальный характер, не только для светских субъектов международных отношений, но и для религиозных» – подчеркнул Пареньков.
По его словам, трендом стали попытки западных светских властей все более активно вмешиваться во внутри церковные вопросы и в межцерковныеотношения, навязывая религиозным институтам свою интерпретацию: в каком направлении должно двигаться вероучение, какие ценностные и этические установки традиционных конфессий и религий следует переписать в угоду политической конъюнктуры. Свое утверждение эксперт продемонстрировал на примере стран Балтии, где светские власти пренебрегают принципом разделения церкви и власти и активно вмешиваются во внутрицерковные вопросы.
Эксперт предложил рекомендации для церковных деятелей о том, как сопротивляться тенденциям и минимизировать риски. По его мнению, одним из способов улучшить коммуникацию может стать адаптация церковного языка для аудитории.
Доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета, доцент, кандидат политических наук Павел Барахвостов рассказал, что явление взаимного влияния светской власти и религиозных институтов не новое и привел примеры из истории, начиная со Средневековья.
Эксперт поделился результатами своего исследования на тему «Компенсаторная функция религиозных институтов в институциональной матрице общества». Основная идея его доклада в том, что геополитика и теория институциональных матриц является важным методологическим инструментом для анализа общества, в том числе и религиозных институтов.
В результате своего исследования ученый пришел к выводу, что религия выполняет балансирующую, то есть компенсаторную функцию в социокультурной системе общества. Этот факт подтверждает сравнительный анализ католичества с православием и анализ динамики развития православия в имперский период русской истории.
«Жесткая иерархия в католичестве балансировала или компенсировала доминирование рыночных институтов во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социокультурной. Русская православная церковь, наоборот, отличалась слабой вертикалью, функционировала всегда достаточно демократически и выполняла компенсаторную функцию относительно остальной части социокультурной системы. Таким образом, религия способна выполнять балансирующую или компенсаторную функцию. Политическая идеология в государстве сродни религии, поэтому, если религия выполняет компенсаторную функцию и балансирует все остальные сферы, то идеология будет идти по такому же пути», – заключил эксперт.
Выступление ученого вызвало дискуссию среди слушателей, было отмечено много спорных моментов.
Профессор Института теологии Белорусского государственного университета, доктор исторических наук Александр Бендин рассказал о подходе к исследованию внутренней конфессиональной геополитики, применяемой к истории Российской империи, который связан с таким явлением, как конфессиональные институты права и управления, и их ролью во внутренней и геополитике. Ученый сообщил о том, как строилась Российская империя, как осуществлялся контроль над новыми территориями и каким образом империя стала субъектом геополитики. Он подчеркнул, что вопросы внешней и внутренней политики неразрывно связаны между собой.
«Было создано три института: институт русской церкви (святейший синод), институт веротерпимости (по отношению к другим вероисповеданиям) и институт дискриминации раскола. На определенном этапе они выступали как инструмент строительства империи, а далее, как инструмент управления империей. Эти институты появлялись и развивались по мере формирования самой империи», – добавил эксперт.
По его словам, эти институты играют главную роль в строительстве империи. С их помощью устанавливается религиозный контроль, который усиливает контроль политический – это важно и для современности.
Магистрант второго курса Белорусского государственного университета Ольга Кочанова
привела статистические данные мониторинга количества различных конфессий в Республике Беларусь.
На данный момент, по ее словам, действует 3582 зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации. Это 25 религиозных конфессий, которые включают в себя 173 религиозные организации, имеющих общее конфессиональное значение и 3409 религиозных общин (православные, римско-католики, лютеранская община, иудейская община, мусульманская и другие). Ведущее место занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1726 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 36 монастырей. Действует 1780 православных храмов и строится 160.
Римско-католическая церковь насчитывают более 500 общин. Протестантская религиозная организация представлена 1040 религиозными общинами. Крупнейшее религиозное объединение – объединение христиан веры евангельской (более 5 общин) и евангельских христиан баптистов (более 200 общин). Также насчитывается 50 общин иудейских религиозных объединений. Кроме того, есть 24 мусульманские религиозные общины.
«Полноценное функционирование и развитие такого количества разных религиозных объединений происходит благодаря правовому полю действующего законодательства Республики Беларусь, которое регулируется Конституцией государства и двумя законами о свободе верующих и религиозных организаций», – изложила магистрант.
Председатель МОО «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла», кандидат богословия, доцент Святослав Рогальский добавил несколько слов о правовом регулировании ситуации конфессионального взаимодействия. Он напомнил о Соглашении о сотрудничестве между республикой Беларусь и белорусской православной церковью от 2003 года, которое дает возможность легального взаимодействия белорусской православной церкви и ее структур с органами государственного управления Республики Беларусь.
Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин и социального обеспечения Среднерусского института управления – филиал РАНХИГС, кандидат политических наук Алексей Исаев рассказал о том, что отношение государства к различным иным вероисповеданиям было дифференцированно в разные исторические эпохи. Политика по отношению к нетрадиционным религиозным институтам зависела от той социально-политической обстановки, которая существовала на тот момент.
Эксперт подчеркнул, что религия всегда являлась важным институтом духовного-нравственногоразвития человека. Поэтому сегодня государство активно встраивается в процесс духовно-нравственного воспитания, в частности, молодежи. Исаев привел данные социологических опросов.
«ВЦИОМ в октябре 2022 года проводил исследование, 51 % респондентов указали на существенное влияние в духовно-нравственной сфере Русской православной церкви, около 50% указали, что РПЦ влияет на политическую составляющую в обществе, 35% указали на влияние религии в международной сфере», – сообщил Исаев.
По мнению, преподавателя факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС Андрея Харитонова-Таневкого, Русская православная церковь является транслятором традиционных общечеловеческих ценностей и активно оказывает влияние на формирование социокультурного пространства России. В этом смысле страна обладает, так называемым, духовно-нравственным ресурсом, способным создать фундамент для консолидации общества.
«Единство и сплоченность народа становятся необходимым фактором не только сохранения социокультурной идентичности, но и фактором сохранения физического существования того или иного народа», – сказал эксперт.
Так же эксперт указал на имеющиеся негативные тенденции: «Обоснованная критика с точки зрения позиционирования в СМИ, процесс “огосударствления церкви”, когда она становится больше политическим, нежели религиозным институтом, крайне негативно сказывается на ее общественном восприятии и уровне доверия к ней, и в конечном итоге на реализации консолидирующей функции».
Магистрант Института теологии Белорусского государственного университета Андрей Дроздецкий обозначил проблему недостаточной работы с прихожанами со стороны представителей православной церкви. Именно в этом направлении он видит потенциал для развития влияния церкви на восприятие конкретного человека и его мотивации. По его словам, среди церковных представителей недостаточно сильных ораторов, способных донести мысль, повести за собой и побудить к активному действию. Решение именно этого вопроса приведет к преобразованию: начиная от конкретного человека и до общества в целом.
Доцент кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, кандидат философских наук Анатолий Филатов рассказал о последовательности связей, при которых религиозное сознание порождает религиозное видение мира и создает религиозные конструкции мироздания.
«Важная функция религиозного сознания – обеспечение духовно-практического освоения и осмысления окружающего мира верующими людьми. Как раз религиозные институты и призваны выполнять эту функцию, при этом сами являются следствием институционального мышления, складывающегося благодаря религиозному сознанию. От сюда возникает последовательность связей, которая может быть выражена следующим образом: религиозное сознание, как основа, институциональное мышление, как следствие, религиозные институты, как воплощение», – сообщил эксперт.
Подводя итоги, Святослав Рогальский отметил проблемы, требующие решения. В частности, вопрос серьезного глубокого содержания и адекватной формы подачи информации, то есть язык службы должен быть доступным и понятным для простых людей.
С российской стороны Валентина Комлева подытожила результаты встречи, на которой обсудили важные аспекты:
• как формировались разные модели государственно-религиозного диалога для обеспечения стабильной внутренней политики;• как формируются государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси, чтобы обеспечить стабильность внутриполитической ситуации;• как международные политические лидеры пытаются менять порядок, в том числе путем навязывания правил внутри религиозной жизни;• как религия используется международными акторами для реализации своих геополитических интересов и для раскачивания ситуации;• как религия исторически была фактором распада крупных геополитических систем.
Вопрос – почему сейчас религиозные институты не реализуют нравственную парадигму в геополитике пока остался без ответа, сказала эксперт.
«Пока ученые и эксперты не выработали научно обоснованного ответа на вопрос и пока у них нет предложений, как вернуть роль религиозным институтам в продвижении нравственной парадигмы в геополитике в современных условиях», – сказала Комлева.
Во встрече также приняли участие шеф-редактор журнала «Человек и мир: диалог» Дмитрий Бальбуров, научный редактор НИИРК Евгений Еремкин, координатор международного клуба молодых исследователей НИИРК Софья Тюлякова и магистранты Института теологии Белорусского государственного университета.