В преддверии празднования 77-летия Победы Красной Армии в Великой Отечественной войне в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева под эгидой Администрации Губернатора и Правительства Орловской области прошел межвузовский круглый стол «Межкультурные традиции духовно-нравственного воспитания молодежи». В организации круглого стола приняли участие Институт теологии имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия Белорусского государственного университета, Научно-образовательная теологическая ассоциация и Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России».
В работе круглого стола участвовали представители от целого ряда светских и духовных учебных заведений России: Московской духовной академии, Южного Федерального университета, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Кубанского государственного университета, Донского государственного технического университета, Московского педагогического государственного университета, Московского архитектурного института (академии), Российского государственного социального университета, Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Николо-Угрешской православной духовной семинарии, Кузбасской православной духовной семинарии, Православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Кемерово).
В круглом столе участвовали также орловские студенты-теологи, будущие педагоги с факультетов художественно-графического и технологии, предпринимательства и сервиса, а также студенты-теологи из Института теологии БГУ и Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Открывая мероприятие Человенко Т.Г., зав. кафедрой теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С Тургенева, подчеркнула влияние религиозного фактора на состояние современного общества, заострила внимание на отсутствии в распространяемой сегодня «новой религиозности» устремленности к духовно-нравственному совершенствованию. Забвение духовной глубины православия и ислама – двух традиционных религий с ярко выраженным стремлением к нравственному преображению человека – открывает дорогу для возрождения неоязычества и тесно связанного с ним неонацизма, подчеркнула Т.Г. Человенко, выступая модератором круглого стола. Татьяна Григорьевна призвала участников круглого стола со всем вниманием отнестись к теоретическому и практическому осмыслению ценностно-мировоззренческого потенциала авраамических религий, ответственно воспринять их опыт духовно-нравственного воспитания личности, тесно связанного с формированием мотивации гражданско-патриотического служения.
Приветствуя участников от лица Губернатора Орловской области Крымова Т.В., первый заместитель Председателя Правительства Орловской области, отметила, что работа по сохранению и укреплению межконфессионального согласия всегда была в числе ключевых приоритетов для областного правительства и сегодня она особенно актуальна в условиях борьбы за сознание людей.
Депутат Государственной Думы РФ Пилипенко О.В. в своём приветствии акцентировала внимание на деятельности Комитетов Государственной Думы РФ, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, в том числе включением элементов теологического знания во все уровни российской системы образования. Ольга Васильевна подчеркнула значение теологического образования для сохранения ценностно-мировоззренческой преемственности российского общества, сохранения и возрождения исторической России, а также указала на значение теологического образования в противодействии неофашистской идеологии и другим экзистенциальным вызовам современности.
Митрополит Тихон (Доровских) и имам-мухтасиб Орловской области Расулов Х.А. в своих приветствиях обратили внимание на социальные и патриотические аспекты вероучений своих конфессий, раскрыли их миротворческое, но не пацифистское значение в свете духовно-нравственной нормативности Библии, придавая большое значение, по словам имама-мухтасиба, «защите человека».
Директор Юридического института ОГУ имени И.С. Тургенева Пашин А.Л. подчеркнул важность взаимодействия традиционных конфессий в сохранении цивилизационных оснований Российской государственности, а также актуальность поиска путей для взаимодействия морали и права в условиях современных вызовов.
На круглом столе были актуализированы 4 основные темы. Первая тема «Ценностно-мировоззренческий плюрализм как вызов для системы воспитания современной молодежи» раскрыла сложившуюся ситуацию в общественном сознании и её связь с воспитанием подрастающего поколения. В своем выступлении ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ Метлик И.В. проанализировал основные проблемы в понимании духовно-нравственного воспитания, связь духовно-нравственных ценностей и поведения человека, обратил внимание на отрицательные последствия, с одной стороны, отсутствия в обществе устойчивых ценностных ориентаций, сформулированных нормативным образом, а с другой, на наличие различных форм ценностных, идеологических моделей, присущих разным социальным общностям и субкультурам.
Центральным докладом по второй обсуждаемой проблеме «Ценностно-мировоззренческий потенциал традиционных конфессий России и Белоруссии» стало выступление доцента кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С. Тургенева Петрунина В.В. Им были раскрыты основные ценностно-мировоззренческие доминанты социальных доктрин традиционных конфессий Союзного государства (христианство, ислам, иудаизм). Особое внимание было уделено специфике религиозного взгляда на основные проблемы современности. Главный вывод заключался в том, что социальные доктрины конфессий представляют собой расширительно трактуемую социальную этику, нормы которой должны реализовываться в той или иной сфере социально-политической жизни.
Своё видение обсуждаемой проблемы представил политтехнолог и независимый религиовед Ахмед Чадаев. В своем выступлении «О столкновении культур как следствии подмены понятий» он отметил, что современное понятие «столкновение культур» надо понимать скорее, как «столкновение бескультурья». Характеризуя межкультурные традиции, выступающий привел примеры из русской и чеченской культур относительно таких характерных для наших народов жизненных принципов, как гостеприимство, поведение на чужбине, честь и Отечество, слеза ребенка, отношение к природе. Забвение их традиционных трактовок как раз и приводит, считает А. Чадаев, к ощущению несовместимости культур. Поэтому необходима широкая просветительская работа не только среди молодежи, но и населения в целом.
Поводом для размышлений послужило и выступление профессора кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С. Тургенева Савосичева А.Ю. Выступающий на конкретных военно-исторических примерах рассказал о двух особо ценных качествах – доблести и вере, которые в императорской России были самыми важными ценностями воина, сплачивавшими представителей разных этносов в боевое братство.
Доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия БГУ, председатель Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр», иерей С. Рогальский рассказал о белорусском опыте строительства государственно-конфессиональных отношений в сфере образования, которое осуществляется в духе «богословия сотрудничества» (митр. Филарет (Вахромеев)).
Особый интерес в ходе обсуждения третьей заявленной проблемы «Духовно-нравственные ценности традиционных конфессий и воспитание современной молодежи» вызвали два доклада: профессора кафедры библеистики МДА и доцента РГСУ Руповой Р.М. «Библейский ресурс современной педагогики» и профессора КубГУ Остапенко А.А. «Духовное, душевное и нравственное в педагогике воспитания». Рупова Р.М. сделала акцент на библейских сюжетах и смыслах, использование которых может стать действенным механизмом в работе педагога по духовно-нравственному воспитанию, а Остапенко А.А. – на смысловых различениях дихотомий духовное-душевное и духовное-нравственное, на значении воспитания помысла (мотивации) для педагогической теории и практики.
На примере мусульман С.-Петербурга говорил о межконфессиональном сотрудничестве и духовно-нравственном воспитании молодёжи Гайдуков А.В., доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ имени А.И. Герцена. Он осветил особенности этнического состава мусульманских общин города и основные направления их общественной работы, акцентируя внимание на работе по адаптации новоприбывшей мусульманской молодежи к новым для нее условиям. Эту тему продолжила Глазова Г.В., председатель Совета Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». Она сделала акцент на мероприятиях, способствующих консолидации представленных на территории Орловского региона этнических групп через идею «общего дела».
Об опыте Юридического института по приобщению молодежи к ценностям православной культуры рассказала профессор ОГУ имени И.С. Тургенева, ответственная за воспитательную работу Потапова Н.А.
Дискуссионная часть круглого стола завершилась обсуждением проблемы, имеющей для развития теологического образования важное значение. Это — «Воспитательный потенциал теологии в рамках системы высшего образования». Человенко Т.Г. обратила внимание на востребованность восточно-христианского дискурса с его ярко выраженной персоналистической онто-гносеологией в условиях возвращения к национально-ориентированному образованию. Особенность такого подхода, отметила Татьяна Григорьевна, заключается в единстве обучения и воспитания, где центральная роль в формировании совершенной личности принадлежит не просто взаимодействию личности учителя и личности ученика, но и «качеству» передаваемого опыта.
Астапов С.Н., зав. кафедрой философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук ЮФУ развил тему нормативности теологического мышления как воспитательного фактора. Он подчеркнул, что воспитание критической личности, как задачи университетского образования, должно предваряться воспитанием личности как таковой. Но теологическое мышление, подчеркнул выступающий, в силу своей нормативности «знает», что такое подлинная личность, имеет четкие критерии маркировки ее поступков и мотивации, а также обладает уникальным опытом передачи терминальных ценностей, особенно актуальных для молодежи.
Межпредметным проблемам взаимодействия теологии и религиоведения было посвящено выступление Аринина Е.И., зав. кафедрой философии и религиоведения ВлГУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Он говорил о необходимости найти баланс между отрефлексированными в вероучении, но сложными в понимании этическими системами традиционных религий и их отражении в сознании среднестатистического человека.
Логическим завершением круглого стола, проходящего в предпраздничные дни, стала демонстрация для студентов мастер-класса «За Веру и Отечество», посвященного Великой Победе 1945 г. В ходе мероприятия на эмоционально-образном уровне было раскрыто духовно-нравственное противостояние немецко-фашистской идеологии и ценностно-мировоззренческих установок воинов Красной Армии, были проведены параллели с сегодняшними событиями на Украине. Мастер-класс стал примером практического воплощения высказанных во время круглого стола многих философско-богословских и педагогических идей.